Комментарии к изменениям в ПДД РФ

С 20 ноября 2010 г. вступают в действие очередные (уже 11-е) изменения Правил дорожного движения 1993 г., определенные Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2010 г. № 316.

1. Обгон.
1.1 Прежде всего обратим внимание на изменение термина "обгон". Действующее до 20 ноября определение: обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой ранее полосы. Новое определение обгона возвращает нас к старой редакции (до 1993 года), но теперь оно увязано с новым термином "опережение". Опережение - движение транспортного средства со скоростью большей скорости попутного транспортного средства, а обгон - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

1.2 Новая редакция 11 раздела конкретизирует условия и запреты обгона.
П.11.1 "Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам движения".
Напомним значение термина "Опасность для движения": это ситуация, возникающая в процессе движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
П.11.2 Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон, по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на занимаемую ранее полосу.

П.11.4 Обгон запрещен:
-на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
-на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
-на железнодорожных переездах и ближе, чем 100 м. перед ними;
-в конце подъемов, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью, на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, а также в тоннелях - это новый запрет по сравнению с предыдущей редакцией.
Новая редакция п. 11.5 усиливает действие п. 14.2, посвященного опережению при проезде пешеходных переходов.
П. 11.6 Дополняет виды транспортных средств, которые вне населенного пункта должны пропустить следующие за ним, транспортными средствами, которые двигаются со скоростью до 30 км/ч.
1.3 Изменение назначения знака 3.20 "Обгон запрещен".
Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и 2-х колесных мотоциклов без коляски.
Отметим, что под тихоходными транспортными средствами понимаются те, которые обозначены опознавательными знаками "Тихоходное транспортное средство".
Поэтому знак 3.20 запрещает обгон транспортных средств, двигающихся с малой скоростью (в т.ч. до 30 км/ч), не обозначенных соответствующим опознавательным знаком.

2. Круговое движение.
По действующим Правилам перекресток с круговым движением считается равнозначным, если нет знаков приоритета.
МВД планирует в перспективе сделать круг главной дорогой и, как первый шаг, п. 13.9 дополняется следующим абзацем:
"В случае, если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 или 2.5, водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами".

3. Водители и пешеходы.
Новая редакция предписывает конкретные действия водителю, подъезжающему к нерегулируемому пешеходному переходу.
П.14.1 "Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед пешеходным переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода".

4. Внешние световые приборы.
4.1. Вводится новый термин "Дневные ходовые огни" - внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости транспортного средства спереди. Введение этого термина связано с тем, что теперь п. 19.5 правил имеет следующую редакцию:
"В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни".
На некоторых моделях автомобилей дневные ходовые огни выполнены в виде волнистых линий на светодиодах, расположенных в блоке фар. Конструктивно дневные ходовые огни выполняются так, что загораются одновременно с включением зажигания, что обеспечивает видимость движущегося транспортного средства спереди.
Отметим, что в северных странах Европы это требование уже давно включено в Правила. Поэтому часть автомобилей северного производства выпускались с постоянно включенными фарами ближнего света. Это связано с тем, что там солнце большую часть времени суток находится низко и слепит тех, кто едет навстречу солнцу. Утром и вечером это происходит и в наших широтах. А вот включенные ходовые огни или ближний свет видны даже на фоне слепящего солнца.
Таким образом, с учетом п.19.4 на всех движущихся транспортных средствах в светлое время суток должны быть включены дневные ходовые огни или фары ближнего света или противотуманные фары.
Это нововведение существенно повышает безопасность, особенно при обгоне в светлое время суток. При выезде на встречную полосу в начале обгона не всегда понятно, куда двигается автомобиль по этой полосе: к нам или от нас. Ошибка в определении этого направления может очень дорого стоить, так как сближение происходит с суммой скоростей.
Освещенная передняя часть автомобиля решает эту задачу однозначно.

4.2 С учетом п.19.5 изменяется и п.19.11: "Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет".

5. Упорядочено взаимодействие знаков и разметки.
"В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу, либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками".
Сейчас только временные знаки отменяют разметку, а впредь любой знак будет важнее разметки.

6. Технические требования.
Запрещается эксплуатация транспортных средств, если на нем установлены ошипованные и неошипованные шины.
Либо все колеса должны быть ошипованы, либо ни одного колеса не должно быть с шипами. До сих пор это требование относилось только к каждой оси.

7. Ремни безопасности.
Устранены все исключения. Теперь пристегиваться ремнями безопасности должны все водители и пассажиры, в т.ч. сотрудники спецслужб, а также инструкторы, обучающие вождению.

8. Термин "Опасный груз"
Из термина исключено слово "природной", что расширяет зону ответственности водителя. Вместо "вред окружающей природной среде" теперь "вред окружающей среде", а не только природной.

9. Вводится новый термин "Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.) Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе в соответствие с требованиями Правил". Это значит, что не является препятствием, например, автобус, стоящий на обозначенной остановке.

10. Маневрирование.
Конкретизируется ключевой пункт маневрирования - п.8.1. Вместо "При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения" вводится формулировка "При выполнении маневра не должна создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения".

11. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Новая редакция п.9.2 устраняет пробел действующей редакции:
"На дорогах с двусторонним движением, имеющих 4 полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения". Теперь п.9.2 дополнен: "На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой".

12. Вводятся знаки специально для тоннелей:
6.20.1, 6.20.2 "Аварийный выход".
6.21.1, 6.21.2 "Направление к аварийному выходу" - показывает направление движения к аварийному выходу и расстояние до него.
7.19 "Телефон экстренной связи". Указывает место, где находится телефон для вызова оперативных служб.
7.20 "Огнетушитель".
Одновременно с изменением Правил вступают в действие изменения 12 главы КРФоАП, посвященной ответственности за нарушение Правил
1. Изменение ст. 12.15.1, 12.15.3, 12.15.4
1.1 Ст. 12.15.1 приведена в соответствие с новым термином "Обгон"
1.2 Ст. 12.15.3 "Выезд в нарушение Правил на полосу, предназначенную для встречного движения при объезде препятствия" - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей.
1.3 Ст.12.15.4 "Выезд в нарушение Правил на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 настоящей статьи - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере 5 тысяч рублей".
Таким образом, если указанные правонарушения оформлены протоколом, то следует лишение "прав", а если зафиксированы техническими средствами - то штраф.

2. Изменение ст. 12.16
12.16.1 "Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 300 рублей".
В предыдущей редакции за эти нарушения был штраф - 100 руюлей.
12.16.2 Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги - влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 1.5 тысяч рублей.
В новой редакции наказания за указанные нарушения не изменились по сравнению со старой редакцией ст.12.15.3
12.16.3 Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев".

В заключение заметим, что это уже 11 изменения редакции Правил 1993 года. Видимо, назрела необходимость разработать новую редакцию Правил, и после широкого общественного обсуждения выпустить новую редакцию, которая будет учитывать перспективы развития дорожного движения и получит одобрение автомобильной общественности страны.

Сделать бесплатный сайт с uCoz